Методическая информация для проектной деятельности учащегося

Что такое проект как деятельностный метод обучения

     Уровень жизни современного человека напрямую связан с качеством его образования. Успешно окончивший школу выпускник должен иметь возможность точно выбрать направление своего дальнейшего образования, успешно продолжить его, достигнуть предполагаемого социального статуса, приобрести ожидаемое качество жизни.

     Однако школьники, как правило, не умеют самостоятельно ставить перед собой цели и составлять план предстоящей работы, выполнять эту работу в отведенное время и анализировать свою деятельность, гибко менять способы свих действий в зависимости от того, как складываются обстоятельства, ориентироваться в проблемной ситуации. В тоже время они нацелены на запоминание больших массивов бесполезной, с точки зрения поставленной задачи, информации; успешнее выполняют шаблонные задания, не понимая, как это может быть связанно с имеющейся проблемой; не умеют анализировать текст в поисках скрытой информации, сравнивать различные источники информации, читать графики, диаграммы, таблицы.

     Таким образом, у наших школьников при хороших предметных знаниях низкая функциональная грамотность. Это связано с тем, что знания подаются ученикам в готовом виде, они не обсуждаются, а заучиваются. Для преодоления этого необходимо обучать детей деятельности, то есть делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения поставленной цели, помогать ребенку формировать у себя умения   самоконтроля и самооценки». Именно к таким деятельностным методам обучения относится проектный метод.

Если попытаться кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем:

  • выявление проблемы (зачем делать этот проект, какую проблему я смогу решить, сделав его)

  • формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта)

  • формулирование темы проекта (как будет называться мой проект)

  • описание ожидаемого результата, воплощенного в проектном продукте (каким должен стать материальный результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена)

  • планирование работы (каковы отдельные шаги, этапы работы; что предстоит делать, какие задачи решать на каждом этапе; каков график  всей работы и сроки каждого ее этапа; какие необходимы ресурсы для работы – источники информации, собственные знания и умения, помощь других людей, что из этого уже имеется и что еще понадобится, где это взять)

  • реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта, внесение обоснованных изменений в ход работы в случае необходимости)

  • оформление письменной части (написание отчета о ходе и результате работы на основе анализа, формулирование выводов и описание перспектив работы)

презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата)

 

     Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. Осуществляя свои проекты, дети могут создавать произведения искусства (творческие проекты), проводить различные исследования для доказательства своей гипотезы (исследовательские проекты), разрабатывать учебные пособия, инструкции, рекомендации (практико-ориентированные проекты), искать, сравнивать, проверять и представлять информацию по интересующей теме (информационные проекты), организовывать и проводить мероприятия с участием детей и взрослых (игровые проекты).

     В ходе проекта его автор обязательно создает проектный продукт – материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы проекта. Проектный продукт должен представлять интерес не только для его автора, но и для любого другого потребителя, который столкнется с подобной проблемой. Например, в ходе проекта «Как правильно использовать фразеологизмы» может быть создан «Словарь фразеологизмов», который может пригодиться учащимся 5-6 классов при написании сочинений.

      Согласитесь, научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения самостоятельно найденного способа ее решения, дети получат важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для успешной жизни.

     Как деятельностный метод обучения проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам (см. выше).

 

Как помочь своему ребенку в работе над проектом

 

     В такой большой работе, как проект любому ребенку понадобится помощь. Эту помощь он обязательно получит в школе. У каждого учащегося, работающего над проектом, есть руководитель из числа школьных учителей. Общаясь с ребенком в процессе работы, учитель решает определенные учебные задачи: развитие приемов логического мышления, формирование навыков работы с информацией, совершенствование знаний по какому-то учебному предмету. Кроме того, в проектной деятельности педагог получает возможность реализовать воспитательные задачи: формировать у ребенка определенные волевые качества, настойчивость в достижении цели, развивать коммуникативные навыки, рефлексивные способности, адекватную самооценку.

     Разумеется, в работе над проектом есть место и для родителей. Но сначала, давайте договоримся: наша общая цель (учителя и родителей) - это не столько выполнение проекта, сколько те новые учебные и жизненные навыки и качества личности, которые приобретет ваш ребенок, выполнив проект.

     Итак, ваша задача – помощь. Но помогать можно по-разному. Можно постоянно контролировать, напоминать, требовать отчета. Многие, по-видимому, уже опробовали эту тактику в других школьных и домашних делах и убедились в ее несостоятельности. Все, чего можно добиться таким образом - это отбить у ребенка желание работать и делиться с родителями своими идеями по поводу проекта. Можно оставить его наедине с «его» проблемами и пусть сам справляется со своими обязанностями. Вполне возможно, что это оправданная тактика, многое здесь зависит от особенностей самого ребенка и принятого в семье стиля взаимодействия. Однако часто эффект от такой позиции родителей примерно такой же, как и в первом случае. Есть и другой подход, свойственный в основном тревожным мамам, которые стараются часть работы, а то и ее львиную долю сделать вместо ребенка. Имейте в виду: все, что Вы сделаете вместо ребенка, он так и не научится делать сам.

      Роль родителей в проектной работе ребенка можно определить как «организатор и вдохновитель». Конечно, надо интересоваться ходом работы, обсуждать возникающие идеи, делиться своими мыслями по поводу проекта, всячески поддерживать интерес ребенка к этой работе, выражать уверенность в успехе. Но это не все. Может быть, придется вместе (не вместо!) искать информацию, работать над проектным продуктом или письменной частью проекта. Если ребенок совсем не умеет этого делать, ему обязательно поможет его руководитель, а вот опробовать приобретенный навык можно дома вместе с родителями. Психологам и педагогам хорошо известно, что только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

     Предлагая ребенку свою помощь, старайтесь побуждать его четко формулировать, чего он от Вас ждет. Это поможет ему лучше понять, что он умеет делать сам, а что ему еще недоступно. Тогда новые знания и умения, которые он получит в совместной с Вами работе, будут приобретаться осмысленно и усваиваться твердо.

     И еще несколько практических советов. Выделите в привычном распорядке рабочей недели время, которое можно посвятить работе над проектом. Это не обязательно должно быть сидение за письменным столом или за компьютером. Может быть, будет достаточно обсудить ход работы, что-то посоветовать, вместе просмотреть книгу или статью по теме проекта, обменяться мнениями. Ребенок должен видеть, что вы тоже проявляете постоянный интерес, болеете за его работу, надеетесь на успех. Тогда и он будет работать регулярно, легче преодолевать трудности, верить в свои силы.

      Пусть ваш ребенок ведет дневник работы над проектом. Это рабочий документ, поэтому он не должен иметь идеальный вид. В нем надо отражать рабочие моменты, советы учителя, возникающие вопросы, приходящие в голову идеи. Ведение дневника будет дисциплинировать автора, а на завершающем этапе поможет в написании отчета о работе.

         Существуют разные формы участия родителей в проектной работе школьников.

Мотивационная  поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.      

Информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.        

Организационная  поддержка – одна из самых  необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта).

Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото - и видео съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.

Также ребенку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, И обязательно отметить достижения ребёнка.

         В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:   

  • консультирует;
  • отслеживает выполнение плана;
  • решает оперативные вопросы;
  • помогает в предварительной оценке проекта;
  • участвует в подготовке презентации.

     Работа над проектом объединяет всю семью, позволяет улучить детско-родительские отношения. Подросток часто не пускает родителей в свою жизнь, а в совместной работе, когда все увлечены общим делом, видят перспективу, готовы подставить свое плечо, легче преодолеть разногласия, и, может быть, решить уже не школьные, а внутрисемейные проблемы, наладить диалог с ребенком.

     Справившись с такой серьезной работой, как проект, ваш ребенок приобретет большой опыт и не только учебный. Он сам увидит свой успех, почувствует свою компетентность. Ему захочется двигаться дальше в своем развитии.

 

Литература.

 

  1. Н.И. Сидорцова  «Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников» -  rmc24.org.ru/files/docs/na4alka/sidorcova_n_a/doklad.doc

     

  2. «Уважаемые родители, вашему ребенку предстоит работа над проектом» - материалы сайта  http://www.premier.edu.ru/doc2009_2.doc.

Родительское собрание

Родительское собрание 3 сентября

Единый график каникул в школах Москвы

Москва может вернуться к единому графику школьных каникул

Обновление видеотеки

Новое видео

Учебный график в 2014/15 учебном году

Проект графика каникул на следующий год.

Защита проекта

Подготовка к защите проекта